Рубрика

Вышивка Слобожанщины

Народное декоративное искусство своими корнями уходит в глубокую древность и объединяет в себе духовно-материальную деятельность человека, выраженную в художественных произведениях. Прежде всего оно развивалось как творчество крестьян и жителей пригородов. Производились предметы, в том числе и художественные, для собственных нужд. Художественными ремеслами считались виды профессиональной деятельности, требующих сложного оборудования и длительного обучения. Но вышивкой занимались с детства и повсеместно. Это было обусловлено желанием украсить свой быт, свидетельствовало о богатстве внутреннего мира человека и его вечное стремление к прекрасному.

Археологические данные свидетельствуют, что возникновение мотивов вышивки относятся ко времени старославянской земледельческой общины. Отсюда происходят общие черты украинских вышивок, которые дошли до наших дней. Но нельзя утверждать, что изображение, рождении языческими представлениями древних славян, сохранились в чистом виде на протяжении веков. Они потерпели больших изменений, постепенно превращаясь в орнаментальные мотивы. Так же изменения произошли и в сочетании мотивов между собой. Таким образом, несмотря на то, что в целом украинская вышивка присущи общие признаки, но каждый регион имеет свои отличия яз по форме, так и способом исполнения, сюжетным отделкой, цветовой гаммой.

Для вышивки Слобожанщины, где в результате исторических обстоятельств отобразились общие черты многих регионов Украины, а особенно бывшей Гетманщины, характерные растительные, геометризованные и геометрические орнаменты Вышивка красными и красно-черными нитями, сообщением мягких пастельных тонов, белым по белому. Применяются различные техники выполнения: наличник, вырезание, соловьиные глазки, куриный брод, полотенце швы, крестик, тамбурный шов и тому подобное.
Ранним за возникновением геометрический орнамент. Он состоит из простых геометрических фигур: квадратов, ромбов, треугольников, розеток и прочее. Все эти фигуры имеют разнообразные варианты как внутреннего заполнения, так и внешнего исполнения. По мнению ученых все они являются солнечными знаками — символами и в далеком прошлом считались священными изображениями. Первоначальный смысл их давно уже забыто, но фигуры сохранились до наших дней у восточных славян, как любимые элементы орнамента. Сочетание этих элементов в различных комбинациях создает большое количество разнообразных орнаментальных композиций, которые имеют четкий бесконечный ритм. В орнаментах древних славян рядом с геометрическими встречаются и растительные элементы, Характерным примером растительной орнаментики является так называемое «Мировое дерево», то есть «Дерево жизни» — священный символ имел большое значение в религии древних славян. С помощью этого символа, композиция которого носила космогонично-заклинательной характер, наши предки пытались рассказать о своем видении структуры мироздания, которую они представляли себе в виде трех ярусов: нижнего, подземно-водного (мир нави), среднего, земного (мир яви), верхнего, небесного (мир прави)

У основания «дерева» часто изображались парные птицы или животные, что символизировало парность жизни. Птицы располагались и на ветвях в средней и верхней частях дерева.
На полотенцах ХIХ — ХХ веков «Дерево жизни» — стилизованная растение без каких-либо выраженных ботанических признаков. Часто изображается в вазонах или чашах, которые имеют многочисленные варианты.
Под мотивом «Дерева» находятся или зигзагообразный орнамент, или меандр, что символизирует подземную воду, или цветы, перевернутые головками вниз и символизируют подземный мир. Над «Деревом жизни» на вышивках изображаются разные варианты мотивов звезд, которые символизируют звездное небо. «Мировое дерево» всегда направлено к небу. Этот образ перешел века и по сей день широко употребляется.
С конца XIX века в Украине начала распространяться вышивка крестиком, активно вытесняя другие техники. Она способствовала широкому внедрению в вышивке растительно-геометризованных орнаментов и сюжетных композиций, особенно характерными для восточных областей Украины и отдельно для Слобожанщины.

Среди всего разнообразия украинских вышиванок особое место занимает вышитой полотенце — отражение культурной памяти народа. Полотенца сопровождали человека всю жизнь и в радости и в горе: с ним приходили к роженице, отправляли в дальний путь отца, сына, мужа и любимого, провожали человека в последний путь. Он всегда был символом гостеприимства. Хлебом-солью на вышитом полотенце встречали дорогих гостей. Им застилали праздничный стол. Почетному гостю клали полотенце на колени, когда угощали. Это изделие было всегда дорогим и желанным подарком, а также традиционной украшением жилища.

Видимо во всем декоративном искусстве нет другого такого предмета, который бы концентрировал в себе столько разнообразных символических значений. Здесь нашли отражение орнаменты, связанные с образами добра, красоты, защиты от всего злого на земле. Поэтому в древние времена полотенца имели не только утилитарное, декоративное назначение, но и ритуальное, культовое.
Полотенце — непременный атрибут свадебной обрядности. В народе свадьбы — триумф жизнеутверждения, синтезирующий в себе все лучшее, на что способен человеческий талант: демонстрация одежды, вышивки, ткачества, песен, танцев — всего разнообразия народных талантов. Ведь ни один обрядовый элемент не играл в традиционной свадьбе такого символического значения, как полотенце.
Девушки с детства готовили их десятками в приданое и свадебные подарки. Подпоясана полотенцем молодая шла звать на свадьбу. Ими перевязывали свадебных гостей. При венчании молодым завязывали полотенцем руки на согласие в супружеской жизни и становились на него в знак единой общей дороги.
Кульминацией свадьбы было «стать на полотенце».

Вышивку как вид орнаментального искусства необходимо рассматривать в комплексе оформления интерьера, праздника, народного костюма.

На протяжении исторического и культурного развития на Украине выработались наиболее целесообразные с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, его край, разнообразные методы и средства декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышивка. Характер вышивки, выбор тех или иных орнаментальных мотивов, цветового решения зависели от назначения одежды, социальных условий. Вышивка располагалась в местах, обусловленных общей композицией выбора, его кроем. Особое внимание уделялось вышивке рубашки.

На будни вышивали просто, скромно, на праздник — сложнее и богаче, пышно — свадебные девичьи рубашки. Вышивкой орнаментировали обзорные части рубашки рукава, разделение, пазуху, ворот и т.д., что было обусловлено историческими обстоятельствами-системой защиты человека от всего злого. Кроме того здесь присутствует и эстетическая функция — построение композиции вышивки на дежурстве горизонтальных и вертикальных линий придает ей ритмичной разнообразия.

Традиция украшения одежды вышивкой прошла сквозь века, она актуальна и в наше время, так как улучшает эстетический вид одежды, предоставляет ему разнообразия, можно сказать воспитывает художественный вкус человека.

Загрузка Музеем Народного мистетства Слобожанщины Евсеева Ольга Евгеньевна.

Поэтому купить вышиванку это ваш обязанности, связь перед Родиной.

Вышивка, купить вышиванку, вышивка киев, купить вышиванку, купит вышиванку киев, купит вышиванку в интернет магазине